RU

0 Комментариев
<12 мин чтения
221

Синдром грушевидной мышцы – причина сильной боли в ягодице у более, чем половины всех людей, страдающих пояснично-крестцовым радикулитом. Грушевидная мышца – парный мускул, расположенный в глубине ягодицы. По форме он напоминает треугольник, широким основанием прикрепленный к крестцу, а вершиной – к поверхности бедренной кости. Патологическое состояние возникает, когда грушевидная мышца сдавливает седалищный нерв. Боли при синдроме грушевидной мышцы настолько сильные, что не стихают даже после использования обезболивающих средств. Иногда боль носит ограниченный характер и возникает только, когда человек принимает определенную позу.

Причины

Синдром грушевидной мышцы сопровождается сильной болью. Она возникает из-за сдавливания мышцей седалищного нерва и расположенных рядом сосудов.

Первичной причиной боли может быть формирование мышечных спазмов локального характера. К числу вторичных факторов возникновения синдрома грушевидной мышцы относятся проблемы в области крестцово-подвздошного узла, межпозвонковые грыжи, а также заболевания малого таза (урологические, гинекологические, проктологические):

• корешковый синдром;
  • травмы крестца, поясницы;
  • чрезмерное скручивание и асимметрия таза;
  • высокие физические нагрузки;
  • инфекционные процессы в органах малого таза;
  • заболевания органов репродуктивной системы;
  • опухоли;
  • ампутация бедра.

Патологические изменения грушевидной мышцы (формирование рубцов, спазмы, воспаления) становятся причиной ее укорочения. Из-за него возникает сдавливание нерва, он прижимается грушевидной мышцей к крестцово-спианальной связке, не фоне чего возникает комплекс симптомов.

Симптомы синдрома грушевидной мышцы

При синдроме грушевидной мышцы наблюдается один симптом или несколько:

• возникают болезненные ощущения в области ягодицы, распространяющиеся вниз вдоль ноги;
  • снижается чувствительность ноги;
  • снижается мышечный тонус стопы.

Симптом становится более выраженным, когда мышца дополнительно натягивается в некоторых позах. Например, когда человек закидывает больную ногу на здоровую, садится в автомобиль, бегает, ездит на велосипеде с узким седлом.

Диагностика

Неврологи диагностируют синдром грушевидной мышцы в ходе осмотра. Специалист использует провокационный тест. Боль появляется или усиливается, когда пациент:

• с усилием поворачивает согнутое бедро во внутреннюю сторону;
  • отводит проблемную ногу, находясь в сидячем положении;
  • лежит на здоровом боку, приподнимает колено над поверхностью кушетки на несколько сантиметров;
  • медленно наклоняется к полу, а врач надавливает на ягодицу в месте пересечения грушевидной мышцы и седалищного нерва.

Визуализационная (МРТ, ультразвуковое сканирование) диагностика недостаточно информативна. Она может быть назначена, когда характерный симптом заставляет заподозрить патологические изменения со стороны межпозвонковых дисков.

Более подробно ознакомиться с комплексом упражнений поможет видео.

Упражнения при синдроме грушевидной мышцы

Лечение

Помощь пациенту заключается в снятии спазма грушевидной мышцы. Лечение предполагает:

• медикаментозный метод (с использованием миорелаксантов, спазмолитиков, препаратов для улучшения кровоснабжения тканей);
  • физиотерапию (УВЧ, электрофорез, ультразвук);
  • ЛФК;
  • массаж и остеопатическое воздействие.

Если перечисленные методы лечения недостаточно эффективны, боль сохраняется, назначается блокада под контролем УЗИ. Обычно для купирования боли достаточно провести 1 процедуру.

В самых тяжелых случаях, когда вылечить пациента консервативными методами не удается, развивается парез (мышечная слабость) стопы. В такой ситуации рекомендуется хирургическое лечение. Операция предполагает рассечение чрезмерно спазмированного мускула с последующим освобождением нерва.

Если причиной синдрома грушевидной мышцы стали вторичные причины, то лечение проводится профильными специалистами. Мужчина направляется к урологу,  женщина – к гинекологу или к врачам других специальностей.

Профилактика

Профилактика заключается в том, чтобы не допустить чрезмерную нагрузку на грушевидный мускул, избегать травм.

Эффективный способ не допустить спазма грушевидной мышцы – гимнастика, которую можно выполнять в домашних условиях. Зарядка проводится ежедневно в хорошо проветренном помещении. Важное условие – домашние упражнения должны выполняться в неспешном, комфортном темпе:

Лечь на спину. Накинуть резиновую петлю на стопу слева (правую ногу согнуть в колене, упереть в пол), другой конец эластичной ленты захватить руками. Натянуть ленту, одновременно поднять согнутую в колене ногу, подвести ее максимально близко к груди, затем медленно вернуть в исходную позицию. Упражнение повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Правую ногу согнуть, упереть в пол. Левую приподнять, согнуть в колене и закинуть ее на противоположное бедро так, чтобы щиколотка касалась правого колена. Подтянуть обе ноги, к животу, задержаться в такой позе 5-7 секунд, вернуть в исходную позицию. Повторить для каждой стороны по 5 раз.

Сесть, правую ногу вытянуть, левую согнуть в колене, подтянуть максимально близко к туловищу, перекинуть через правое бедро и упереть в пол. В левое колено упереться правым локтем, слегка надавить, одновременно сделать скручивание туловища в противоположную сторону, задержаться в таком положении 3-5 сек. Повторить упражнение 3 раза.

Лечь на левый бок, согнутую левую руку расположить под головой, ноги слегка согнуть в коленях. Не разъединяя стопы, приподнять правое колено, затем ногу поднять параллельно полу максимально высоко, удержать 2-3 секунды, опустить. Повторить 3-4 раза для каждой ноги.

Сесть так, чтобы правая нога была согнута в колене и направлена назад, а согнутая левая – вперед. Медленно наклониться к левой ноге, задержаться на 3-5 секунд, выпрямиться. Повторить упражнение для каждой ноги 3 раза.

Кроме гимнастики, в период ремиссии или пациентам, выписанным после стационара на дом, рекомендуется:

• остеопат;
  • тейпирование;
  • плавание;
  • терренкур.

Предупредить повторное возникновение синдрома грушевидной мышцы помогает посещение бальнеологических курортов с озокеритовыми грязями.

Последствия

При синдроме грушевидной мышцы человек постоянно или периодически испытывает сильную боль, что приводит к снижению работоспособности. Длительный спазм и компрессия нерва становится причиной гипо- или атрофии мускулатуры бедра, голени, стопы. Спазм грушевидной мышцы провоцирует повышенное напряжение мускулов тазового дна. Это состояние становится причиной проблем с опорожнением мочевого пузыря, кишечника.

Данная статья не носит информационный характер и не является призывом к действия. В случае возникновения симптомов мы рекомендуем проконсультироваться со специалистом.